Что такое юзабилити и с чем его «едят»

То тут, то там при создании сайта или предоставлении его в раскрутку в стороннюю компанию, можно услышать о том, что необходимо проверить юзабилити сайта. Что это такое и почему именно ему уделяется повышенное внимание? Наверняка многие слышали это слово и интуитивно понимают, о чём идёт речь, однако мы постараемся на пальцах объяснить, что это такое, дабы стало понятно абсолютно всем. Проверка юзабилити — это проверка сайта на удобство пользования им, на гармоничность и практичность.

Однако и юзабилити может быть разным, а вот качественное юзабилити позволит вашему проекту или стартапу вырваться вперёд, стать весьма прибыльным и раскрутиться. Благодаря ему ваш продукт станет узнаваемым, у него появятся поклонники и почитатели, у вас появятся постоянные покупатели. Однако, далеко не каждый дизайнер знает, что это такое, как его использовать и как подавать. Именно поэтому пришло время поговорить об юзабилити при создание сайтов, которое априори не может быть проигрышным.

  • 1. Учимся правильно использовать цвет ссылок

Очень часто, посещая сайты, мы можем обратить внимание на не совсем понятный цвет ссылок – он может просто сливаться с общим цветом сайта, текста, изображений, а также совсем не акцентировать на себе внимание. Не создавайте неудобства пользователям, которые должны искать ссылку, слившуюся с основным цветом сайта.

Вполне понятно, что в некоторых случаях слишком выделять цвет ссылок или акцентировать на нём внимание — недопустимо, однако его можно выделить пунктиром, добавить какой-нибудь эффект или подчеркнуть. Те страницы, который пользователь посетил также необходимо выделять или помечать. Так пользователю легче ориентироваться в тех страницах, которые он уже посетил.

  • 2. Стараемся использовать красивую типографику

Если рассматривать текстовое наполнение сайта со стороны актуально выполненного юзабилити, то красивая типографика, в частности, красиво оформленные текстовые блоки и заголовки играют не самую важную роль. Гораздо важнее наполнить сайт читабельным текстом. Во многих случаях именно желание изменить что-то – сделать шрифт мельче, изменить кегель, разбить текст на небольшие блоки, может существенно изменить страницу сайта и тем самым улучшить читабельность текстов, да и сам дизайн тоже.

В дизайне сайта важно всё, но если рассматривать сайт с основной стороны – веб дизайна, то именно читабельность текста может существенно улучшить мнение о сайте в целом и сделать более качественным юзабилити. И дизайнерам следует учитывать эти моменты: функциональность сайта для них должна быть на первом месте. Естественно, всё это касается вебдизайна, в то время, как графический дизайн может учитывать и использовать другие особенности привлечения внимания к сайту.

В последнее время особенное внимание уделяется сайтам с особенным содержанием – ёмким, насыщенным и весьма полезным. И даже минимализм и плоский дизайн не играют особенной роли и не умаляют достоинств сайта. Главное, чтобы работала информация, размещённая на нём. Люди приходят на сайт именно за информацией, а не за яркими красивыми картинками или эффектными флеш-баннерами. Помните, что именно тексту следует уделять особенное внимание, а не него красивому оформлению, ведь если читать неинтересно, то никакими дополнительными прибамбасами клиента на сайт не заманишь.

  • 3. Учимся отвечать на вопросы клиентов

Каждый посетитель сайта приходит туда с определённой целью. Это может быть поиск нужной информации, общение с людьми, желание приобрести продукцию. В любом случае есть цель, даже если они заходят в Гугл или на Википедию. Понятно, если заходя на сайт с описанием тюнинга машин, мы не видим точной стоимости всех процедур, ведь каждая работа стоит конкретных денег и окончательная стоимость зависит от выбора клиента.

Но если я хочу приобрести телевизор и не вижу стоимости, то меня это естественно будет раздражать. Почему я не вижу стоимости педикюра или выбранной процедуры СПА?! Для чего нужен этот сайт в таком случае? Подобные сайты – это бесполезное вложение денег и бессмысленно потраченное время, причём не только ваше, но и ваших посетителей. Всё зависит от целей аудитории сайта, и вы должны предугадать их и показать куда именно следует идти за нужной информацией. Предугадайте их желание и постарайтесь сделать всё для своих посетителей, ведь сайт создан именно для них.

  • 4. Не стоит делать слишком маленькими кликабельные ссылки или баннеры

Не стоит делать маленьким шрифт. Категорически нельзя, ведь большая часть ваших посетителей может страдать дальнозоркостью и в таком случае, просто не увидит нужной информации. Да и не красиво это – слишком маленький шрифт. Постарайтесь продумывать размер кликабельности ссылок, ведь в таком случае несложно просто промахнуться. Вы же хотите, чтобы посетитель задержался на ваших страницах, так предусмотрите всё для этого. Если вы собираетесь делать дизайн адаптивным, постарайтесь адаптировать и дизайн кнопок.

  • 5. Не забывайте добавлять контактную информацию

Как люди смогут с вами связаться (а вы ведь этого хотите?), если вы не предоставляете им возможности сделать это?! Если на сайте нет контактной информации, то ваши попытки обзавестись клиентами останутся безуспешными. Оставьте как можно больше контактных данных для того, чтобы люди имели возможность с вами связаться любыми удобными для них способами.

  • 6. Поиск на сайте необходим!

Учтите тот нюанс, что многие пользователи могут быть с компьютером на «Вы», и для этого постарайтесь облегчить им пребывание на ваших страницах. Если на ваших страницах минимум информации, посетители и так её найдут, в противном же случае постарайтесь облегчить им поиск, предоставив удобную форму для него. Большой процент посетителей задерживается благодаря наличию удобного поисковика.

  • 7. Не все стремятся предоставлять личные данные: постарайтесь убедить их, что это им нужно

Далеко не каждый посетитель с первой минуты захочет вводить свои данные и это верно – сегодня столько мошенников в интернете. Именно поэтому постарайтесь ознакомить его со своим продуктом или услугой, покажите им свой продукт в действии и вполне возможно, что он их настолько заинтересует, что они захотят получить её, ввести свои данные и даже получать вашу новостную рассылку. Не следует навязывать регистрацию всяк сюда входящему – это бесполезно и навязчиво. Дайте вашим посетителям возможность самим принять решение, что это им нужно, и они ответят вам взаимностью. Особенно это актуально для различных приложений и игр. Только распробовав их в действии, они могут решить, следует ли регистрироваться и подавать заявку на получение полной версии.

  • 8. Упрощайте пребывание посетителя на своём сайте

Не старайтесь навязывать громоздкую форму для заполнения. Это раздражает, утомляет и отталкивает. Необходимо просить только нужную и действительно важную контактную информацию. Для чего вам точный адрес, если вы продукт на дом доставлять не собираетесь, ну не чай же с покупателем пить! Особенно это актуально в том случае, если он и сам толком не уверен, нужен ли ему ваш продукт или нет. Тем более, сегодня можно регистрироваться с помощью контактов в социальных сетях.

  • 9. Непродуманный дизайн

Постарайтесь сохранить стиль дизайна сайта на всех его страницах. Не стоит каждую страницу рисовать отдельно – это портит целостность картины и создаёт впечатление, что каждый раз клиент попадает на другие сайты. Старайтесь поддерживать единый стиль и общую тематику.

  • 10. Полная идиллия на сайте

Следите за оформлением каждой страницы, особенно за текстом. Не стоит разбивать его на столбцы, создавая неудобства для посетителя. Ну кому приятно читать текст, разбитый на столбцы, особенно если столбцы переносятся в разные углы страницы. Также следует обращать внимание на изображения, которые должны гармонично вписываться в общий стиль сайта, а не привлекать излишнее внимание к ним. Создавайте целостный сайт и посетители оценят это по достоинству.