Находим общий язык с клиентами

Вы знаете, что практически в любой профессии мало быть специалистом в своей области, надо ещё быть коммуникабельным и уметь находить общий язык с любым клиентом. Даже, если ваши теоретические знания заслуживают высших похвал, а практика показала, что специалистов лучше вас  нет, — неумение доказать клиенту, что именно ваша продукция или услуги ему крайне нужны, обернутся крахом.

И если вы собрались уходить во фриланс и считаете, что эта деятельность хороша тем, что у вас нет начальства, контроля и «пинков», — вы ошибаетесь. В такой работе ещё больше начальников, ещё больше контроля и намного больше довольных или недовольных отзывов. Ведь каждый заказчик уникален: у него свой характер, манера общения, своё видение исполнения проекта и свои «тараканы» в голове.

Мало быть профессионалом в своём деле, — необходимо ещё стать тонким психологом, маркетологом, няней и даже жилеткой, в которую можно поплакаться. Вы должны быть изворотливы и «ловить» настроение каждого вашего клиента.  Вы должны помнить о каждом клиенте, понимать насколько он открыт и желает общения или, наоборот, хочет ограничиться только рабочими моментами в общении с вами.

Итак, давайте рассмотрим наиболее часто встречающийся типаж заказчиков.

Тип 1. Я знаю всё!

Такие клиенты создают впечатление человека, которые всё про всё и про всех знают. Он знает, как вам необходимо работать, какой в итоге должна получиться работа, как вы должны свою работу делать и очень часто старается вмешиваться в ваш творческий процесс.

Тут вариантов два: либо вы работаете и молча соглашаетесь со всем, что он говорит (он не любит пререканий и людей, которые пытаются доказать ему, что он дурак), либо сразу отказываетесь от сотрудничества с ним. Если вы терпеливы и умеете подстраиваться, вам легко будет с ним сотрудничать. Выбирайте.

Тип 2. Дороговато!  Дешевле можно?

Если вы уже достаточно давно работаете на вольных хлебах, вам такие клиенты наверняка попадались. А если только собираетесь,  будете уверены — однозначно попадутся. Такой клиент экономит всегда и какую цену вы бы ему не назвали – он скажет, что это дорого. Будьте готовы  к тому, что он будет торговаться.

Как быть с таким клиентом? Всё просто: либо включить дар убеждения и доказывать ему, что дёшево – это не всегда хорошо, либо делать так, как он хочет, но по истечении времени быть готовым к тому, что он скажет, что вы сделали всё не так, раз нет особого результата. По поводу оплаты — с такими клиентами необходимо держать ухо востро: лучше сразу просите предоплату, ведь он может в дальнейшем и вовсе не заплатить, экономит, конечно же.

Тип 3. А что это такое?!

Этот типаж клиентов консервативен и об интернете узнал совсем недавно. Зачастую это люди взрослого поколения, которые хотят шагать в ногу со временем и заказывают определённый объём работ. Будьте готовы к тому, что вам придётся начинать объяснение сути вашей работы с самого начала, с азов, так сказать.

Этим клиентам необходимо объяснять всё, избегая сложных терминов. А если проще – стараться рассказать простым языком для людей не владеющих спецификой вашей деятельности. Такие клиенты особенно доверчивы и если вы им говорите стоимость работы, они её не оспаривают. Однако не стоит наживаться на таких клиентах. Помните: ваша репутация, прежде всего. Тем более они могут вам привести ещё клиентов.

Тип 4. Хочу всё знать.

Очень интересный типаж клиентов, которые действительно хотят всё знать. Но стоит отметить, что если сначала они вас умиляют, то затем могут вызвать негодование и раздражение. Ещё бы! Он задаёт слишком много вопросов, контролирует каждый ваш шаг и пытается полностью вникнуть в  суть происходящего.

Что делать? Таких клиентов не стоит бояться – их сразу следует поставить на место. Вы работаете над их проектом, между прочим, и каждая ваша минута стоит денег. Объясните ему, что стоимость вашей работы исчисляется по количеству потраченного времени. Он сам поймёт, что его болтовня стоит ему денег и успокоится.

Тип 5. Это будет нечто!

Такой типаж  клиентов, в большей степени, витает в облаках. Он придумывает мегапроекты, разрабатывает сложные ходы, старается думать о глобальном. Его совершенно не беспокоят мелочи и те нюансы, которые есть в любой работе фрилансера. Он хочет результат, причём практически сразу!

С эти клиентом сложно. Однозначно. Его не интересует, как вы всё будете делать, ему важно, чтобы вы это всё сделали сразу. Если вы не попытаетесь с самого начала объяснить ему, что грандиозные проекты требуют много времени и не меньше финансовых вливаний, вы определённо, будете иметь в дальнейшем проблемы с ним. Он считает, что одной его мысли достаточно, чтобы вы смогли сразу её понять и, что немаловажно, сразу же воплотить в  реальность. Спустите его с облаков на землю, иногда это необходимо.

Тип 6. Работу нужно сделать «ещё вчера».

Такой тип заказчиков или сам срывает сроки по созданию или продвижению сайта, либо просто сам торопится жить и работать. Если вы предпочитаете размеренность и не любите спешить, не рискуйте соглашаться на его условия. Продумайте, сможете ли вы справиться с таким заданием, ведь неуспех в данном случае грозит плохим отзывом о вашей работе.

Что делать? Тщательно взвесить все за и против, а потом рассказать о них клиенту. Убедите его, что быстро – это не всегда качественно, ведь он же хочет идеальной работы. Если вы и сами любите выполнять работу быстро и у вас всё замечательно получается, то с  заказчиком вы нашли друг друга. В противном же случае, вы будете ошеломлены его натиском, напором и сроками.

Тип 7. А я что? Я ничего не знаю.

Такой тип клиентов зачастую приходит от компаний, в которых нескольким отделам дали задание контактировать и сотрудничать с вами. Один отдел обсуждает с вами стоимость работы, второй – технические нюансы, а  третий – оформление. С таким клиентом работать сложно, но можно.

Прежде всего, выясните все вопросы сразу. И если в течение рабочего процесса у вас возникают вопросы, отложите их, продумайте сразу, что ещё вас интересует, и решайте всё скопом. Нет необходимости в разовых вопросах, как с одиночным клиентом, так как ответа вы будете ждать долго. Лучше всего сразу определить или связаться с человеком, который решает всё.

Тип 8. Я вам помогу!

Такой тип клиентов доброжелателен, открыт и действительно помогает вам с открытой душой. Но стоит отметить, что его помощь иногда чересчур навязчива.

Что делать? Если помощь вам нужна – не отказывайтесь, но чётко распределите границы того, что он должен делать. Ещё не хватало, чтобы он выполнил всю работу за вас и сам это понял, отказываясь платить деньги.

Помните, что клиента выбирать можно и даже нужно, главное, не изменять своей привычке, делать всё максимально качественно и с душой. К каждому человеку можно найти подход, но в некоторых случаях поиск подхода может затянуться надолго и именно поэтому, определите для себя точно нужно ли вам это, если да, — боритесь за клиента до конца.